laertan (laertan) wrote,
laertan
laertan

Categories:

Церковь + нацисты = ?

В наше непростое время разные интересные личности регулярно озвучивают свои безусловно ценные мнения относительно трагических и героических событий 1941-1945 гг. Не так давно митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сообщил изумлённой общественности, что потери СССР стали расплатой за безбожие, войну выиграли крещёные люди, а большинство некрещёных, родившихся уже при советской власти, погибло (ссылка). РПЦ почему-то от этой позиции открестилась, хотя не очень ясно, чем она принципиально отличается от высказываний самого патриарха 11-летней давности, когда духовный пастырь предложил трактовать Великую Отечественную как божье наказание "за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью" (ссылка). Можно взять и другой пример: граждане с "Царьграда" щедро делятся с читателями и зрителями плодами собственных, так сказать, размышлений: "Священная Победа мая 1945-го, дней Пасхальной Светлой Седмицы, была одержана нашим народом не только над гитлеровским национал-социализмом, но и над троцкистско-ленинским интернационал-социализмом" (ссылка).

Нетрудно догадаться, зачем лакеи буржуазии подобным образом расставляют акценты. Значимых достижений у капиталистической России нет и не предвидится - а значит, надо всеми силами, хотя бы и через посредство религии, примазываться к советским достижениям (которые, естественно, были "вопреки").

Для пущей честности, однако, было бы неплохо обратиться не к тому, что говорят и пишут служители культа об отношении христиан к той далёкой войне теперь, пост-фактум, когда победа большевиков свершилась - а к тому, что говорили и писали их коллеги-современники тех непростых событий. Причём для чистоты эксперимента логично обратиться к мнению тех иерархов, что оказались вне досягаемости цепких когтей кровавой гэбни. Обратимся же к трудам религиозных пастырей времён Великой Отечественной (при написании заметки использованы материалы труда "Церковь против большевизма" М. Шкаровского и И. Соловьёва [духовное лицо]).


Вот митрополит Сергий (Воскресенский) в своём меморандуме "по поводу положения Православной Церкви в Остланде" от 12 ноября 1943-го года делится мнением по поводу настроений религиозных граждан:
Все христиане испытывают отвращение к большевизму, и епископы при этом не являются исключением. По этой же причине прекратилась обязанность повиновения советской власти с началом нынешней войны, и я имею внутреннее право выпустить воззвание, призывающее к восстанию народы России. Меня обязывает сделать это убеждение в том, что Господь услышал молитвы, с которыми тайно обращаются к нему все христиане в России, от высокопоставленного архиерея до самого скромного мирянина, молитвы о том, чтобы Он, наконец, освободил от ужасного наказания большевизмом.

Но может быть, митрополита заставили это написать? Он даёт ответ - вот уже публичное обращение того же автора под говорящим названием "Большевизм надо сокрушить" (кстати, очень рекомендую найти и зачитать целиком, в интернете есть полный текст):
Не воображайте, что слова, которые я говорю, мне кто-то со стороны подсказывает или диктует. Нет, я теперь совершенно — свободен, как и моя трехмиллионная паства в Литве, Латвии, Эстонии и в обширной русской области от Ленинграда до Пскова и южнее. Эту свободу нам принесла германская армия, прогнавшая большевиков... Послушайте, что говорят верующие в наших русских селах и городах: «Все, что угодно, только не большевизм!» И еще: «Для победы над большевизмом пожертвовать ничем не жаль!»... Мы знаем, что кто с большевиками, тот враг и Богу, и людям. И кто, имея возможность участвовать в борьбе против большевиков, под каким бы то ни было предлогом уклоняться от этого, тот косвенно поддерживает большевизм и, хочет того или не хочет, но помогает распинателям Церкви Христовой, нашим мучителям. Не верьте им и их агентам, уверяющим, будто мы здесь подвергаемся притеснениям, и только и мечтаем, что о возвращении большевиков. Это — бесстыдная ложь!
Мы, все мы, молимся о победе над большевизмом, об освобождении Церкви и Родины от коммунистического ига, о даровании сил на борьбу с ним, о благословении тем, кто на эту борьбу идет. И мы верим в нашу победу, верим, что Господь смилостивится над народом российским и над народами, идущими на помощь ему, верим, что большевизм будет сокрушен, человечество будет от него спасено и Церковь Божия восстанет в России к новой, свободной и радостной жизни.

Ну или вот, плод коллективного труда под названием "Обращения совещания" за авторством целого табуна священников, протоиереев, епископов, архиепископа и митрополита от 5 апреля 1944г.:
Чтобы жила свободная Россия, большевизм надо уничтожить. Только тогда будет свободна и Церковь. Не забывайте об этом, православные русские люди, и знайте, что каждый день войны ослабляет большевиков, облегчает возможность ниспровергнуть их власть и тем способствует разрешению этой первейшей для нас национальной задачи. Сознавайте отчетливо, что место ваше — в рядах борцов за новую, свободную, счастливую Россию, в рядах Русской Освободительной Армии, которая сама уже является зародышем этой будущей России, — а затем и в рядах других армий, воюющих против большевизма, под знамена которых вы, по месту вашего жительства, призываетесь.
И так далее, и тому подобное. Пассажи вроде "Церковь снова вздохнула после освобождения немецкой армией" или "победоносное германское войско освободило нас от большевистского ига" можно вагонами грузить. Не менее трогательны истории про то, как монахи и священники поддерживали А. Власова, одаривая его иконами и напутствуя на борьбу с большевизмом. Следует признать, что всё это совершенно неудивительно. Работа священнослужителей в оккупированных областях проходила в тесном контакте с нацистами, от них они получали разрешения на работу на той или иной территории, от них они получали материальную и организационную поддержку, транспорт, а местами немецкие ставленники прямо указывали, в какой приход назначить конкретного священника.

Что же можно этому противопоставить? Авторы цитируемого труда приводят в качестве аргументов то, что священникам приходилось "отстаивать в штабе дивизии право совершать богослужения по юлианскому календарю" и даже однократный (!) пример возмущения конкретного священника сожжением заживо русской семьи, и заключают на основании этого "эти примеры показывают, что миссионеры в подавляющем большинстве были со своим многострадальным народом, а не «курили фимиам, захлебываясь от восторга», добиваясь снисхождения и лояльности у немецких властей". Что и говорить - страдальцы, куда там бездуховным атеистам из партизанских отрядов и "молодой гвардии" до таких подвигов.

Кстати, небезынтересно узнать, какую оценку дают прогерманским пассажам современные священнослужители? Может быть, они яростно осудили коллаборационизм, или на худой конец попытались выгородить святых отцов, сославшись на давление сверху? Ничуть не бывало: "Важным историческим событием, связанным с жизнью экзархата, было обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма. Так, Московская Патриархия через своих иерархов, оказавшихся вне тяжелых цепей, наложенных на Церковь большевиками, свободно высказала свое подлинное отношение к коммунистической деспотии в России."

Что можно сказать по итогу? Следует честно признать: не очень всё это похоже на картину, в которой "крещёные" кого-то там побеждают. Больше похоже на то, что религиозные институты - это всего лишь инструмент в руках действующей власти, и, в конечном счёте, правящего класса. Священники на советской территории были использованы большевиками для дополнительной про-советской агитации, а их коллеги на оккупированной территории, ничуть не стесняясь, яростно топили за нацистов и РОА. Такие дела.
Tags: Историческая литература, Коллаборационисты, Религия
Subscribe

  • О бесплодности некоторых идей

    " Российский либерализм, за немногим исключением, не нашел в себе смелости подняться до понимания требований социального прогресса. Чтобы стать…

  • Железный Феликс за решёткой

    Прочёл на досуге совсем короткий "Дневник заключенного" Ф.Э. Дзержинского. В высшей степени занимательное чтение, всем рекомендую ознакомиться - а…

  • Коротко о черносотенном взгляде на историю

    Наше время - это эпоха глубокой реакции, вдобавок наложившаяся на экономический кризис. В силу этих обстоятельств имущие классы всё круче забирают…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments