laertan (laertan) wrote,
laertan
laertan

Category:

Многовековые традиции

Так получилось, что я сейчас читаю несколько книг одновременно, и в один день прочитал два совершенно замечательных фрагмента, которые образуют гармоничную пару, удачно дополняя друг друга.

Первый - про церковь времён монголо-татарского ига:

Завоеватели наделили церковь известными привилегиями: освободили её от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Всё это было сделано из расчёта получить в лице церкви могущественного союзника. Да и сама церковь старалась наладить хорошие отношения с монгольскими ханами.
В 1263 г. была учреждена особая епископия в столице Золотой Орды Сарае, а в 1267 г. митрополит Кирилл получил от хана Менгу-Темура ярлык, оградивший церковь и её владения от посягательств со стороны монгольских властей...
В 1313 г., по-видимому, в связи с вступлением на ханский престол нового правителя, Узбека, митрополит Пётр совершил поездку в Орду и получил там подтверждение широких привилегий церкви, в том числе полной независимости суда над церковными людьим...
Исторические факты нередко подвергались весьма тенденциозному истолкованию. Так, в момент нашествия монгольских ханов на Рязань местный епископ бежал из города. В летописи можно найти оправдание этому поступку: оказывается, что сам господь бог "епископа ублюде" от гибели.
Рассказ о монгольском нашествии летописцы сопроводили поучением о том, что оно ниспослано в наказание за небрежение к религии и церкви. Не стойкостью и героизмом народа, а вмешательством "сил небесных" объясняет "Слово" Серапиона и другие церковно-публицистические произведения успехи в отражении захватчиков. В них говорится, что захватчики не дошли до Новгорода якобы благодаря заступничеству святой Софии, что богородица помогла спасти Русь от Тамерлана, что победа над шведами в 1240 г. - результат божьей помощи и прямого содействия святых Бориса и Глеба, а Куликовская победа - дело святых Георгия Победоносца, Дмитрия и тех же Бориса и Глеба.

"Русское православие, вехи истории", стр. 71-72, 74, 90-91

Второй - про церковь времён нацистской оккупации:

5 июля 1941 г. митрополит Андрей Шептицкий обратился к духовенству и верующим с посланием, в котором приветствовал немецко-фашистскую армию и благодарил ее за «освобождение» украинского народа. Одновременно с этим призывал население к послушанию и честному труду на немцев, а также давал указание священникам отправлять торжественное благодарственное богослужение в честь немецких оккупантов в процессе которых произносить «многие лета» немецко-фашистской армии.
Руководствуясь этим посланием, униатское духовенство повсеместно отправ- ляло торжественное богослужение в честь фашистских захватчиков и призывало население к повиновению и послушанию немцам как «своим освободителям».
Лично я по указанию Шептицкого в июле 1941 г. совместно с епископами Чарнецким и Будка отправлял богослужение в честь немецких оккупантов в г. Львове в соборе св. Спаса, на котором присутствовали представители немецкого командования и местных оккупационных органов власти. В процессе богослужения церковный хор произносил «многие лета» немецкой армии и ее руководителям...
В этом же послании Шептицкий указывал, что каждый священник должен иметь у себя приготовленное знамя немецкой армии и устанавливать его на приходских домах...
В декабря 1942 г. митрополит Андрей Шептицкий опубликовал в религиозном органе «Архиепархиальные ведомости» пастырский лист к населению, мобилизованному немцами на каторжные работы в Германию. В этом «пастырском листе» Шептицкий призвал отъезжающих честно трудиться на немецких заводах, предприятиях и в сельском хозяйстве. Он писал, что Папа Римский разрешает работать им даже в религиозные праздники. Шептицкий в своем «пастырском листе» также указывал, что лица, выезжающие на работу в Германию, получат для себя большую выгоду,
они научатся там иностранному языку, познают свет и людей, приобретут жизненный опыт, узнают много нового, которое в жизни им крайне необходимы, то есть заинтересовывал людей выезжать на каторжные работы в Германию
...
В указанном послании [«спильне послання» от ноября 1943 г.] мы призывали духовенство и верующих не вести борьбу против немцев. Кроме того, в «спильном послании» мы призывали верующих бороться против распространения антирелигиозного влияния «безбожников-коммунистов». Однако хочу заявить следствию, что, издавая это послание, мы преследовали цель оградить украинский народ от излишних жертв, связанных с борьбой против немцев, а также укрепить веру в Бога...
В августе 1943 г. митрополит Андрей Шептицкий написал и опубликовал послание к духовенству и верующим, в котором осуждал действия групп ОУН против немецких оккупантов, указывал, что такая борьба ведет только к ненужным жертвам со стороны украинского народа. Митрополит Шептицкий призывал особенно молодежь не противиться распоряжениям немецких властей.

"Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны", т. 2, документ №№ 3.201, "Протокол допроса епископа И.И. Слипого о сотрудничестве униатской церкви Галиции с украинскими националистическими организациями", стр. 828-830

И на фоне этого кажется интересной точка зрения (синхронная революции 1917-го года) религиозных иерархов на В.И. Ленина и большевиков:

Ведь может случиться, что духовенство, покорное всякому правительству, неожиданно для себя из прислужников [Г.Е.] Львова, [Н.С.] Чхеидзе и Ко окажется слугами [В.И.] Ленина и самого антихриста. Нет, если духовенство желает быть свободным, оно должно навсегда отказаться от казенного пайка и перейти на свое содержание. Путь к этому указан Самим Богом. Нигде в Слове Божием и в Священном Писании не говорится, чтобы Церковь субсидировалась от государства и духовенство получало от него свое содержание. Но Верховный Законоположник определил десятину отдавать Церкви, то есть возвращать Богу десятую часть из всего, что член Церкви по милости Божией приобретает из дарованных Богом земных благ. И Христос, придя на землю, утвердил этот закон на вечные времена, заповедав нам воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу, т.е. десятину вносить на Церковь и платить подати государству. Взимать с своих членов десятину - неотъемлемое, Богом дарованное Церкви право, и этой десятины вполне достаточно для безбедного существования служащих алтарю и для всякого рода дел благотворительности. Основывая Свою Церковь на земле, Христос не мог оставить ее без средств к существованию, поэтому и определил ей десятину. Такой порядок материального обеспечения Церкви должен быть неизменным на вечные времена, и его нельзя нарушать безнаказанно, иначе мы рискуем вместо алтаря очутиться в лакейской и из слуг Христовых превратиться в слуг антихриста. Только лукавый, чтобы держать нас в своей власти, внушает ложный страх, что якобы наш народ никогда не согласится добровольно исполнять закон Христов о десятине. Нет, если он увидит, что его пастыри действительно кормители нищих, отцы вдов и сирот, защитники угнетаемых, поборники правды, обличители всякой неправды, Распутинской ли то или Ленинской, - то он не только десятину, но, подобно евангельской вдовице, вложит все свое достояние в корвану церковную.

Документ №132, "Из статьи начальника Российской духовной миссии в Пекине епископа Переславского Иннокентия (Фигуровского) «Печальное недоразумение»", стр. 122-123

Свобода слова - великая вещь. В самом деле, иерархам не откажешь в безупречной логике: если завоеватели уважают привилегии церкви и предоставляют им различные преференции - совершенно очевидно, что это правильные и сугубо богоугодные завоеватели. Да, возможно, они жгут города вместе с жителями, грабят, насилуют - но это ведь, если говорить по совести, мелочи для истинно верующего! Всё равно эта жизнь - только разминка перед царствием небесным. А вот требовать отделения церкви от государства - это стократ более страшное преступление против божьего помысла, чем любой геноцид, ведь это подрывают материальные основы существования всего религиозного культа.
Tags: Историческая литература, Коллаборационисты, РПЦ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments