laertan (laertan) wrote,
laertan
laertan

Об идеализме, неравенстве и выборах

Приобщился к труду В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Ожидал, что читаться будет трудно - ничего подобного, написано на удивление доступно. Местами только слегка охреневаешь от количества воды в цитатах из критикуемых авторов - но они, по счастью, составляют незначительный процент от общего текста.

Кто-то может спросить - в чём актуальность этого опуса? Ну написал будущий вождь мирового пролетариата в далёком 1909-м году некий философский трактат. Можно ещё понять, зачем в наши дни читать работу "Развитие капитализма в России" или "Государство и революция". Но какой смысл погружаться в дебри споров учёных мужей о каких-то мутных "идеализмах"?

Парадоксальным образом в работе подвергаются уничтожающей критике представления о мире, невероятно расхожие и сегодня. Очень часто мы слышим "атеизм это религия", "эволюция - всего лишь гипотеза", "измените мысли и измените жизнь", "наука не знает всего, нужно использовать другие подходы" и прочую ахинею. Сто лет назад те же тезисы звучали более вычурно и многословно, а рассуждать на эту тему могли себе позволить в основном маститые профессора с высоты своих кафедр - но только этим, пожалуй, разница и ограничивается. Владимир Ильич предельно логично показал, что подобные увёртки не как частный случай, а как методология сводятся к уходу от материалистического взгляда на мир, к идеализму (т.е. к отказу от признания объективной реальности, к попытке свести познание лишь к "комплексам ощущений" отдельного человека), в пределе - к солипсизму. Не очень-то приятно осознавать, что в сфере философских представлений о мире масса человечества по существу не продвинулось вперёд с конца XIX/начала ХХ века, но уж как есть.

Преемственность просматривается и в том, что сейчас, как и сто лет назад, эти концепции используются в качестве орудия в классовой борьбе. Сто лет назад говорили "социал-демократы игнорируют факт, что без божественного дара - несчастья - не было бы счастья", сегодня говорят "твоя жизнь зависит только от тебя". Людей неизменно стараются уверить, что неравенство, во-первых, не так важно: объективной реальности нет вообще, всё происходит лишь у тебя в голове - так какая разница, бедным ты себя представляешь, или богатым; и, во-вторых, закономерно и неизбежно. В головы трудящихся стараются ввинтить мысль, что не надо смотреть на социальную политику, нельзя доискиваться причин происходящих в экономике процессов, незачем анализировать структуру общества.

Максимум рефлексии, который позволяют себе "мыслители" - это какие-нибудь благоглупости вроде того, что "в России неправильный капитализм", что "бизнес должен стать социально ответственным". Это, безусловно, прекрасный подход - неясно только, что в рамках его делать, к примеру, со статистическими данными о доходах 1% самых богатых и 50% самых бедных в цитадели мировой демократии - США:

Источник

Интересно по случаю смерить критическим взглядом "правильную" буржуазную демократию: за 50 лет сменилось 10 президентов, каждый раз электораты радостно махали флажками, бодро участвовали в митингах, яростно голосовали. Что же в итоге? Экономический тренд по факту практически не меняется - богатые продолжают богатеть, бедные - беднеть. При любом президенте, от любой партии. Идеалисты, наверное, скажут, что причина этой тенденции в том, что 1% американской нации за эти десятилетия стал в два раза больше думать о хорошем, а 50% американской нации стали почти в два раза больше думать о плохом.

Но, как говорится, не Америкой единой, давайте взглянем и на аналогичные данные по нашему богоспасаемому отечеству:

Источник

Невероятно, но замена на посту президента "никчёмного алкаша" на "лидера нации" вообще никак не сказалась на динамике экономических процессов. Вот кризис 2008-го года - да, сказался: у атлантов, уже расправивших было плечи, слегка усохли крылья. С тех пор атланты приуныли, ожидая, когда же волшебная сила невидимой руки рынка поможет им воспарить вновь. К 2018-му году, видимо, до всех причастных дошло, что кризис всерьёз и надолго, и пора уже брать податное население за горло костлявой рукой голода.

Однако я отвлёкся. Возвращаясь к идеализму как подходу, надо заметить, что, конечно, есть примеры, когда он подаётся совсем уж дуболомно: "Если вы будете работать над собой, цена на бензин не будет вас волновать" (вариант от российских чиновников). Но есть более тонкие и изощрённые варианты, которые некоторым ушлым дельцам удаётся впаривать благодарной аудитории, которая проглатывает это, благодарит и добавки просит: "сосредоточьтесь на том, что всё хорошо и так оно и будет", "пора выйти из зоны комфорта", "если у вас проблемы, не ищите виновников, лучше посмотрите в зеркало".

Быть идеалистом было стыдно и сто лет назад ("кто в наше время верит в потустороннюю жизнь, хотя бы только в возможности, того считают дураком" плакался Р. Шуберт-Зольдерн), но в наше время, когда в общих чертах исследованы функции отделов мозга, когнитивная нейробиология на подъёме, успешно созданы разнообразные слабые ИИ, развиваются нейросети - у человека вовсе не осталось оправданий для того, чтобы вестись на подобные обманки.

Однако это, увы, вовсе не означает, что люди в действительности осознали происходящее. Я уже давно с интересом наблюдаю, как некоторые энтузиасты по-видимому вполне искренне стараются с помощью популяризации научного подхода бороться с вывихами общественного сознания, каждый в своей области: биологи, историки, физики старательно опровергают различные мифы, читают лекции, двигают знание в массы. За кадром остаётся то, что если во главу угла поставлена прибыль, то экономически целесообразно скармливать потребителю сказочки, которые он хочет услышать, поскольку они просто-напросто лучше продаются. Капиталистическая система образования даёт на выходе человека без системного мышления, и этот человек готов слушать про "славяно-ариев", про "новую хронологию", про то, что американцы не летали на Луну, про древних укров или древних руссов. По большому счёту, о чём бы ни шла речь, от религиозного мракобесия до распространения гомеопатии, от имущественного неравенства до деградации науки: это не отдельные пятна на Солнце, это часть надстройки над принципиально порочной системой. Находясь в рамках буржуазной системы, искоренить эти явления нельзя - они покоятся на базисе, который никто (кроме проклятых коммуняк) не решается даже критиковать.
Tags: Размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments