laertan (laertan) wrote,
laertan
laertan

Categories:

Культ пустоты

Дочитал книгу Б. Колоницкого "Товарищ Керенский". Хорошая академическая работа, без апологетики и обличений, без зацикливания на личности, с анализом инструментария политика. Излагается вполне здравая концепция, в рамках которой при Керенском сложилась новая культурно-политическая традиция прославления вождя (сформированной из остатков монархической традиции и элементов традиций подпольных политических партий), которой пользовались в дальнейшем при формировании новых культов.

Пара цитат для наглядности:
Все газеты полны только им и его приездом и поют ему восторженные дифирамбы. <…> Керенский сказал где-то на митинге, что нигде его так не встречали, как в Одессе. Я думаю! Одесситы экспансивные и восторженные. Многие ему целовали руки и даже ноги, притрагивались к его одежде… В особенности были растроганы наши защитники, бородатые серые солдатики, которые стояли и от полноты чувств вытирали слезы мозолистыми кулаками. Это зрелище было прямо умилительно. Дай Бог, чтобы он здравствовал и чтобы горячо любимая им родина обрела наконец хоть относительный покой. Каким удивительным и вполне заслуженным почетом он пользуется. Вот кто завоевал всеобщую народную любовь! В какой-то газете я прочла, что портреты Керенского можно увидеть в каждой крестьянской семье, где он почитается как святой, и ему даже молятся. Дошло до того, что его изображение вытеснило даже портреты Иоанна Кронштадтского, столь почитаемые в простом народе.

Британская сестра милосердия, находившаяся на Юго-Западном фронте, оказалась свидетельницей выступления военного министра перед двенадцатью тысячами солдат. Она записала в своем дневнике: «Когда он уезжал, то они [солдаты. – Б. К.] на плечах донесли его до автомобиля. Они целовали его, его форму, его автомашину, землю, по которой он ступал. Многие, преклонив колени, молились, другие рыдали. Некоторые кричали, другие пели патриотические песни».


Это отличное напоминание об очевидном факте: классовый подход сложен для понимания и неинтуитивен. Массы ориентируются в первую очередь на персоналии, точнее - на создаваемый медийными инструментами образ персоналии. Это было верно во времена Керенского и Ленина, это верно и сейчас. По этой причине у многих людей, помимо всего прочего, создаётся упрощённая картина мира, в которой причиной и источником всех проблем (или напротив, достижений) может являться конкретный человек у власти. Понимание того, что человек является лишь выразителем воли определённых групп правящего класса (интересы которого, в свою очередь, основываются на социально-экономическом укладе), у многих отсутствует.
А.Ф. Керенский был первым лидером России, который умел качественно создавать медийный образ. К сожалению для него, за созданным образом не стояло реальной единой силы, поэтому культ, созданный им и для него, оказался крайне недолговечным.
Tags: 1917, Историческая литература
Subscribe

  • Заметки на полях: материнский (?) капитал

    В связи с известной темой за последние дни в интернетах (и не только) драматически возросло количество высказываемых мнений по поводу так называемого…

  • О предназначении дорог

    В 80-90-е из каждого утюга вопрошали: "зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?" Однако наше время требует более глубокой рефлексии,…

  • Об идеализме, неравенстве и выборах

    Приобщился к труду В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Ожидал, что читаться будет трудно - ничего подобного, написано на удивление…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments