laertan (laertan) wrote,
laertan
laertan

Categories:

Читая Чуракова

Весьма годная книга "Бунтующие пролетарии: рабочий протест в Советской России". Масса любопытных фрагментов. Выдержки - под катом.

О забастовках в 1919-м году в Твери:
Стачечники выдвинули ряд экономический требований, на первом месте было традиционное - улучшить продовольственное снабжение. Но особую угрозу власти увидели в политических требованиях стачечников, которые выступали за ликвидацию однопартийной диктатуры, независимость профсоюзов, отмену экстренной мобилизации на фронт 10% членов профессиональных союзов. Но политические требование, как и в большинстве случаев после Октября 1917 г., выдвигались с целью шантажа властей, и после того как некоторые послабления в экономической сфере были большевистским руководством обещаны, рабочие от продолжения борьбы отказались.

Интересен фрагмент, касающийся реакции на кронштадтский мятеж:
Историки-объективисты отмечают чрезвычайную неоднородность взглядов рабочих Петрограда в марте 1921 г. Безусловно, определенные симпатии к восставшим у некоторой части петроградских рабочих существовали, но они были очень аморфны, неустойчивы, имели очень небольшое распространение. Благодаря грамотно построенной пропаганде большевикам удалось добиться того, что кронштадтцев осуждало гораздо больше рабочих, чем сочувствовало им. Главной козырной картой большевистской пропаганды становится усиленный акцент на руководящей роли в Кронштадтском восстании царских офицеров, в особенности генерала Козловского. О том, что во главе восставших находится царский генерал, в те дни говорили не только в правительственной прессе, но и в свободно циркулировавших по городу слухах, отражая недоверие петроградских рабочих к восстанию. Однако преобладающим настроением рабочих города по отношению к Кронштадту было все же не осуждение, как о том писала советская историография, а индифферентность, апатия, равнодушие... Свою роль сыграла тенденция социальной самоизоляции, под которой следует понимать растущее взаимное недоверие и отчужденность между различными социальными группами... В кронштадтские дни она выразилась в недоверии, которое испытывали петроградские рабочие по отношению к матросам. В их глазах матросы... представлялись некими носителями разрушительного, анархического и даже тиранического начала революции, не вызывали сочувствия. Были и другие причины: в конце февраля - начале марта советские власти выделили фабрикам и заводам города не только дополнительное количество хлеба, но и такие экзотические товары, как мясо, сахар, даже шоколад, а также обувь, одежду, дрова... В результате рабочие Петрограда были больше озабочены тем, как поделить нежданно-негаданно свалившееся на них "богатство", чем выражением солидарности с далекой морской крепостью.

Об отношении к военному коммунизму и НЭПу:
«Необходимо также отметить весьма резкие выводы против новой экономической политики. Она, например, так и называется: "Сатанинский нэп"...» - сообщалось в конце 1923 г. о настроениях рабочих в информационной сводке Донецкого губкома большевистской партии руководству страны. Отчеты из других промышленных регионов беспристрастно фиксируют не менее негативные отзывы рабочих о нэпе...
Привыкшие считать себя победителями в революции, хозяевами страны, рабочие с ненавистью смотрели на лоснящиеся витрины магазинов, цены в которых были недоступны для их кошельков, на проносящихся в легковых авто вальяжных нэпманов, на "красных управляющих", вышедших из рабочей среды, но теперь без сожалений и угрызений совести порвавших с ней, на спецов - бывших владельцев предприятий и мастеров, за хорошую плату и высокие должности пошедших на службу к Советам. В силу сказанного неудивительно, что рабочие нередко расшифровывали нэп как "Новую эксплуатацию пролетариата" - в большей степени сознание определяет все-таки бытие, а не передовицы в газетах "Правда", "Известия" и "Труд".

Tags: Историческая литература
Subscribe

  • Принципиальные вопросы

    В отечественном медийном пространстве обвинения социал-демократии в недостаточном патриотизме обычно слышны со стороны русских буржуазных…

  • Дух и терпение

    Иной раз приходится слышать вопросы - чего вы прицепились к религии (или любому другому сорту идеализма), пусть себе люди верят во что хотят, что тут…

  • Фабзавкомы в революции

    Для начала необходимо пояснить, что такое фабрично-заводские комитеты, и чем они отличались от профсоюзов. В начале ХХ-го века профсоюзы (как это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments