laertan (laertan) wrote,
laertan
laertan

Category:

Общественное бытие и общественное сознание

Думаю, многим доводилось общаться с гражданами, упорно отрицающими влияние экономики на массовое сознание граждан. Экономика, дескать, влияет на материальный мир, на условия жизни и быт, но есть ещё некие отдельные от материи хтонические "традиционные ценности", которым все должны следовать (но почему-то не следуют, особенно молодёжь). Такие построения, конечно, выглядят предельно наивными, однако общий вопрос о степени воздействия экономики на социум совсем не праздный. Наиболее наглядными примерами, позволяющими судить о влиянии базиса на состояние умов, являются, конечно, переходные эпохи - когда одна система управления (а то и общественно-экономическая формация) сменяется другой.

Часть первая

После Второй мировой войны у гуманитарных исследователей на западе изрядно прибавилось работы. Задача стояла довольно амбициозная - нужно было объяснить, как в развитой стране с высоким уровнем образования, каковой несомненно являлась Германия, могли произойти настолько чудовищные события - обращение огромных масс людей в рабство, уничтожение "неполноценных" членов общества по "расовым", медицинским и политическим критериям, принудительная стерилизация и так далее. Однако сам факт осуществления этих преступлений был только частью проблемы. Второй частью было беспрецедентно широкое участие и соучастие простых немцев в преступлениях. Не Гитлер осуществлял сортировку заключённых, обрекая негодных к работе на смерть, не Гиммлер травил их газом, не Заукель избивал остарбайтеров, не Кейтель жёг советские деревни - всё это за них делали самые обычные добропорядочные немцы, которые "просто выполняли приказы". При этом за пару десятилетий до осуществления этих акций сама постановка вопроса об их реализации казалась абсурдной - в Веймарской Республике хватало проблем, но людей там не умерщвляли в промышленных масштабах. Причём вполне понятно, что и Веймарскую Республику, и Третий Рейх в основном населяли одни и те же люди (получившие нацистское воспитание юнцы из гитлерюгенда по причине возраста не успели принять широкого участия в выполнении преступных приказов) - однако формы поведения этих людей разительным образом отличались.

Надо сказать, что на западное общество это оказало шокирующее впечатление. И этот шок необходимо было как-то рационализировать, предоставив удовлетворительное объяснение произошедшему. Теоретически растолковать произошедшее было не так сложно, требовалось всего лишь указать на:
1. социально-экономическую ситуацию, определяющую поведение людей;
2. природу государства как аппарата насилия в руках правящего класса;
3. экономическую заинтересованность (и соучастие) правящего класса Германии во всех преступлениях нацистов;
4. шовинизм, разжигаемый капиталистами с целью оправдать в глазах трудящихся захват и освоение новых территорий;
5. колониальную политику, подразумевающую расчеловечивание подчинённых народов.

Как вы понимаете, дать такие объяснения в капиталистических государствах (многие из которых вообще-то сами на тот момент ещё имели колонии) было невозможно. Одно время расхожим был стереотип, что особо порочной является сама немецкая нация, но это объяснение выглядело более чем сомнительно - во-первых, это приводило к появлению "взаимоисключающих параграфов", а во-вторых, западные немцы были ценными союзниками в Холодной войне против проклятых коммуняк (чтобы не портить отношения с новым вассалом, в Великобритании отказались от выпуска снятого Хичкоком и Бернстайном документального фильма "Наступит ночь" о нацистских лагерях смерти - он был опубликован лишь в 2014-м году). В итоге вопрос заболтали, ограничившись мутными указаниями на невнятную "природу" человека, включающую в себя склонность "следовать авторитетам" (эксперимент Милгрэма и т.п.).

Часть вторая

Надо сказать, что за последние 30 лет и с нашим обществом произошли удивительные метаморфозы. Сейчас мы уже свыклись с большей частью новаций, они кажутся привычными и даже обыденными - и вообще, надо выживать, а не рефлексировать, но если всё-таки окинуть взглядом общую картину, зрелище выйдет поистине устрашающее. На глазах нашего поколения в обществе возникли как массовое явление:
1. бездомные (рост с чуть более 100 тысяч человек в 1991-м [на всякий случай напомню, что к тому моменту уже 5 лет как шли рыночные реформы] до 4 млн. в середине нулевых - это оценки из академических статей, поскольку нормальной статистики де-факто нет);

2. наркоманы (только на учёте стояло 28 тысяч в 1990-м и 800 тысяч в 2017-м, оценки же общего числа наркозависимых в наше время доходят до 4-8 млн. человек);
3. проститутки (оценки варьируются в районе миллиона человек, в том числе до полумиллиона несовершеннолетних);

4. рэкетиры/коллекторы и наёмники;
5. религиозные фанатики и террористы.

Ещё вчера этих категорий граждан не было (или они были исчезающе малы), а теперь они повсюду, и это в порядке вещей. Обратите внимание: никто даже не рассматривает возможность устранения самих явлений. Потолок для уровня дискуссий - это обсуждения на тему "должно или не должно государство помогать бездомным". При этом сам факт существования бездомных с помощью фигуры умолчания признан нормальным, естественным для общества.

Особенно интересной выглядела ситуация в начале этой катастрофы, когда широким массам ещё не успели промыть мозги рассказами о вечном дефиците и "калошах" (кроме которых у нас, как известно, ничего не производили), и народ помнил "голодное" советское время:



И несмотря на это, наше общество, подчиняясь диктату со стороны буржуазии, вынуждено было принять новую нормальность. Такое насилие не могло не оказать сокрушительного влияния на массовое сознание, и хотя первые всходы видны уже сейчас - это и политическая пассивность рядовых граждан, и насилие в школах, и растущая популярность откровенно деструктивных течений среди молодёжи (вроде пресловутого АУЕ) и т.д. - на мой взгляд, по-настоящему тяжёлым последствиям ещё только предстоит проявится.

Стоит отметить, что такой исход 30 лет назад многим казался неочевидным. В уже когда-то цитировавшейся мной книге перестроечных лет "Камо грядеши, Русь" был такой фрагмент: "Я верю, что в ходе борьбы люди нелегким путем придут к более глубокому осознанию ценности социалистических завоеваний, которых они достигли столь дорогой ценой, а теперь утратили... Три августовских дня 1991 года не могут повернуть вспять движение, начатое десятью октябрьскими днями 1917 года!" Тут нужно прямо сказать: ни к какому осознанию широкие массы не пришли, а социальный прогресс был обращен вспять настолько основательно, что уровень неравенства в обществе давно достиг уровня 1905-го года - и продолжает расти. Неудивительно, что правящая верхушка последние годы стала особенно яростно пропихивать в СМИ благостный образ Российской империи.

Заключение

Вернёмся к основному обсуждаемому вопросу: об экономической обусловленности массового сознания. Возможно, многие из вас сталкивались с точкой зрения, что в раннесоветское (особенно сталинское) время люди были не просто люди, а настоящие титаны. При этом как-то упускается из виду, что титанами они вовсе не родились - их сделали таковыми обстоятельства. Ведь те поколения стали непосредственными участниками невиданного преображения страны: электрификации, строительства тысяч заводов, подъёма массовой культуры, появления поражающих воображение технологических новинок - радио, авиации, метрополитена и т.д. Это был настоящий взлёт цивилизации, оставивший неизгладимый след на большинстве современников. Едва ли стоит удивляться тому, что в трудную минуту они оказались готовы к испытаниям, если вся их жизнь была триумфом в борьбе.

А теперь подумайте, что должно стать с поколением, которое воочию наблюдало, как обращаются в прах тысячи возводимых огромным трудом заводов, больниц, школ, детсадов, аэропортов. Каким должно быть массовое сознание, если будущее трудящихся принесено в жертву ради процветания горстки буржуев, промышленность, наука и образование в упадке, а большая часть страны (исключая областные центры и мегаполисы) выглядит так, будто по ней Чингисхан с Гитлером по очереди прошлись? Да как раз таким, какое оно и есть - идеалистическим (с чего я начал эту статью). Но тяжелейшие последствия кризиса ещё впереди, и они неизбежно избавят от иллюзий - но это будет довольно болезненно.
Tags: Политота
Subscribe

  • Коротко о черносотенном взгляде на историю

    Наше время - это эпоха глубокой реакции, вдобавок наложившаяся на экономический кризис. В силу этих обстоятельств имущие классы всё круче забирают…

  • Принципиальные вопросы

    В отечественном медийном пространстве обвинения социал-демократии в недостаточном патриотизме обычно слышны со стороны русских буржуазных…

  • Дух и терпение

    Иной раз приходится слышать вопросы - чего вы прицепились к религии (или любому другому сорту идеализма), пусть себе люди верят во что хотят, что тут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments